Иудаизм: Чудеса

Не надо полагаться на чудо.

Рав Зеер: «все чудеса, которые в этом мире – они снимают со следующего».

Все чудеса – одно из свойств природы, которые мы не знаем.

Мишна: «Биламовский осел, земля которая разверзлась под Корахом и радуга, которую увидел Ноах и посох Моисея и облака славы – все это было сотворено в эрев шаббат (перед субботой)».

Р. Йонатан: «договорился всевышний с морем, когда его творил, что оно рассечется перед евреями по выходу их из Египта». Это значит, что когда бог творил море задал ему такое качество. Бог договорился также со всем, что было сотворено перед выходом субботы: посох, говорящий осел и т.п. То, что касается Кораха, то было изначально оговорено, что тот, кто спорит с Моисеем – будет провален в землю.

Р. Ирмия: «Солнце, которое остановилось во время сражения Иошуа чтобы добить врагов, огонь, которые не навредил Ханании и львы, которые Даниэлю».

Все это является законами природы, а не ее изменению.

Во времена мишны с чудесами появилась проблема чудес из-за Иешуа, который творил чудеса.

Существует очень мало источников в еврейских книгах о нем.

Талмуд: «Йешу околдовывал и отдавал евреев».

История с р. Элиейзер бен Дама – его укусила змея. Он находился при смерти. Пришел к нему Яаков и он был готов его вылечить и вылечить на основании каких-то рецептов от Йешуа бен Пантира (Иешу).

Пришел туда же р. Ишмаэль и сказал, что нельзя тебе лечиться по этим рецептам. Потому что есть краткая халаха (не даем, не лечимся от них, не хуе мае, кароче, нельзя у гоев брать рецепт).

-Я тебе приведу доказательство, что на самом деле мне можно. Он уже готов был привести доказательство, но умер.

-р. Ишмаэль: «Счастлив ты, что умер в мире и не нарушил постановления мудрецов».

Этот рассказ чтобы привести как тяжело было мудрецам объяснять чудо.

Мудрецы признавали, что были какие-то силы, которыми он обладал и с помощью которых он мог совершать чудеса.

Некоторые из таких чудес объясняли как вещь, которая предписана с выше.

Иоан: «рассказ об одном крестьянине из кфар Нахум. У него тяжело заболел сын и когда он услышал, что рядом с их деревней находится Иешуа – он побежал к нему и попросил, чтобы тот излечил его сына, на что Иешуа ответил: «пока чудес не увидите – в меня не уверуйте». Человек уверовал в него, побежал домой и нашел сына дома здововым. И спросил он у домашних, когда именно сын на поправку пошел. Ему сказали в то время, когда он с Иешуа бен Пантира разговаривал. И все уверовали.

Р. Ханина бен Доса: «заболел сын раббана Гамлиэля. Послал р. Г. своих людей к бен Досе, чтобы помолился за его выздоровление. Когда Ханина бен Доса увидел, что к нему подходят эти люди – он поднялся на чердак и стал молиться и когда после молитвы спустился – сказал им – можете возвращаться, все будет чики-пуки.

-откуда ты можешь это знать. Ты че, пророк?

-я не пророк и не сын пророка.

А если он не пророк и не сын пророка откуда ты знал?

-когда молитва идет легко – бог слышит, когда тяжело – бог не ответит.

Посланцы записали время, когда говорили с ним и все совпало.

Различие: во втором случае пологались только на молитву богу. Спасение от всевышнего, а в первом случае – от Иешу.

Мудрецы всегда пытались разделить между чудом и его влияния на халаху.

Чудо и халаха. Мудрецы верят, что верят в то, что чудеса могут быть и люди их могут совершать, но

это запрещено.

Была печь, которая была создана так: круглые секции и между ними прослойка песка. Их обмазывали глиной снаружи и изнутри. Р. Элиэйзер поспорил с мудрецами о том, если одна из секций стала нечиста, делает ли это нечистым всю печь, или только часть.

В тот день р. Элиэйзер привел все ответы и мудрецы это не приняли. Тогда он сказал, что если я прав пусть дерево докажет и оно вылетело. –Мудрецы не поверели. Тогда пусть вода докажет. Вода вспять. –Мудрецы сказали, что вода – не аргумент. Р. Элиэйзер сказал – пусть стены храма докажут. Стены начали сдвигаться. Йехошуа сказал стенам «не влезайте» и они остановились.

р. Элиэйзер – пусть голос свыше докажет. И был голос «вся галаха по р. Элиэйзеру»

Йехошуа – тора не на небесах, а на земле.  Мы большинство решаем. На р. Элиэйзера налажили херем за его несогласие и сказал Акива: «я ему сообщу, а то, если не правильно – он уничтожит весь мир».

Пришел Акива в черной одежде и сел около Элиэйзера и тот спросил «ма кара?»

-товарищи твои отделились от тебя.

Элиэйзер одел черные одежды и посыпал голову пеплом.

Треть урожая в мире пропала из-за печали р. Элиэйзера.

Евреи спросили бога как нам пользоваться халахой?

-выявляйте суть