Еврейская история: Еврейское Просвещение (Хаскала)

Евреи ранее были отдельной гильдией из-за церкви и талмуда.

Хрестьяне к началу 19 века в большинстве стран мира прорвали немного эту грани. В еврейской среде появилось движение просвещения, которые заявят подобные европейским принципам.

Первый еврей – Моисей Мендельсон. Он, соблюдая талмуд, в короткий период стал частью высшего интеллектуального сообщества Берлина. Многие подобные люди принимали христианство.

Мндельсон сказал «будь евреем дома и немцем на улице». Это модель мира евреев, которая предпологала изменения:

  1. реформация религии.
  2. реформа образования
  3. внешний вид
  4. обособленность
  5. экономическое положение – изменение профессий.

Данные изменения могут привести: к

  1. обновленный иудаизм
  2. отхождение от традиций, изменение цели образования – воспитание членов общества
  3. изменение в облике
  4. универсализм – доказательство того, что иудаизм содержит рациональное зерно. Будут убраны все упоминания о храме, Иерсалиме и народа Израиля. Синагоги переименуются в Темпль.
  5. Начало занятия с/х и ремеслами.

Еврейство в результате реформации разделилось на маскилим (универсалистов) и харидим.

В Западной Европе евреи жили в больших городах и хотели быть ее частью и поэтому стали этого мира, а в Восточной Европе они жили в маленьких местечках и видели всякую хрень, поэтому остались харидим.

В 1820-е гг. в Германских и Австрийских городах появились первые признаки реформации.

И. Якобсон организовал школу, в которой учились еврейские и нееврейские дети.

Затем в г. Гамбург основывают первый Темпль (реформистский молитвенный дом).

Затем они стали появляться почти везде.

В 1840-е годы начался кризисс реакции и большинство реформистов уехало в Америкую

В 1880-м году абсолютное большинство американского еврейства составили реформисты.

Конференция раввинов в Питсбурге. Подали креветки. Те, которые отказались – создали союз ортодоксальный союз, а абсолютное большинство – создали реформистскую общину и создали Центральное Университетское образование. Там учатся на еврейских реформистских раввинов.

Некоторая часть реформистов окзалась недовольной  реформами и они образовали особую группу, котрая оснавала другое учебное заведение «Еврейская Богословская семинария» – это основной центр консервативного иудаизма. Он вырос из немецких разногласий.

Основатель консервативной школы – З. Франки.

Он считал, что нужно сохранить еврейские корни и постепенно применять какие-нибудь реформы.

У них приняли равноправие и есть сейчас женщины раввины.

Основатели ортодоксального иудаизма были:

Р. Моше Софер г. Братислава – любые нововведения запрещены торой, ни каких попыток затереть хоть какое-нибудь постановление. От них откололись ультра-ортодоксы.

Ультра-ортодоксы – они даже поддчеркивают то, что раздражало реформистов.

Одежда, язык и имена – то, что сохранило евреев и ортодоксы подчеркивали.

Хазон Иш ввел размер бокала в 2 раза больше.

В 1840-1860 гг. часть ортодоксов чувствовали, что невозможно быть в изоляции и появилось название нео-ортодоксы. Связано это с именем р. Ш.Р. Гирш во Франкфурте в 1880-е годы.

Он получил университетское образование и потом его назначили раввином в Будапештскую общину.

Это люди, которые получают обычное образование, и при этом полностью соблюдают законы талмуда.

Центр этого направления – Йешива Юниверсити.